Новости

Новосибирские ученые обнаружили древние бактерии и опасаются эпидемий

25.01.18 22:00 | Просмотров: 154

Ученые Центра коллективного пользования «Геномика» Института химической биологии и фундаментальной медицины в Новосибирске обнаружили в вечной мерзлоте на Мамонтовой горе в Якутии предположительно ранее неизвестные древние бактерии. В научном журнале Gene была опубликована статья международного коллектива исследователей.

Генетики из Москвы, Новосибирска, Тюмени и США изучали найденные на Мамонтовой горе микроорганизмы, предположительный возраст которых превышает 3,5 млн лет.  Ученые выявили, что обнаруженные на глубине 60 метров в вечной мерзлоте древние бактерии не похожи ни на какие другие.

По словам руководителя ЦКП «Геномика» Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Марсель Кабилов, в присланном образце был найден своеобразный коктейль из микроорганизмов, многие из которых можно обнаружить в воде и почве и в настоящее время, однако структура сообщества не была похожа на описанные ранее. Некоторую часть генетических последовательностей ученые затруднились идентифицировать, поэтому возникло предположение о новых видах бактерий.

В коктейле микроорганизмов, представленных в образце, ученые смогли выделить ДНК консервативного гена, способного пережить миллионы лет. Эксперт опасается, что при перемене климата древние бактерии могут легко перейти из спор в активное состояние и начать неконтролируемо распространяться на просторах России. При таянии вечной мерзлоты древние микроорганизмы путем горизонтального переноса могут передать свои гены современным бактериям, в том числе микроорганизмам другого вида.

При этом ученый полагает, что проблема не столько в опасности древних бактерий, а сколько в невозможности контролировать их распространение на обширных территориях России.

Как напомнил генетик, в конце июля 2016 года аномальная жара на Ямале привела  к оттаиванию могильников с сибирской язвой. В результате от этой болезни погибли более двух тысяч оленей, а также пострадали несколько человек, в том числе один со смертельным исходом.

Новосибирская лаборатория также выявила, что в образцах из мерзлоты можно обнаружить не только древние бактерии, но и водоросли, грибы и другие организмы.

ясно